Консалтинговый бизнес подошел к порогу количественного насыщения. Чтобы развиваться дальше, участникам рынка нужно повышать собственный профессиональный уровень, выполнять внутренние стандарты. И воспитывать клиента
Как выяснилось в процессе обсуждения итогов очередного рейтинга аналитического центра «Эксперт-Урал», время для начала программы выбрано как нельзя более кстати: рынок консалтинга после продолжительного периода роста замер. По итогам деятельности компаний, вошедших в рейтинг за 2013 год, он вырос на символические 2% против 14% годом ранее.Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) начинает реализацию на Урале специальной программы, цель которой — содействие развитию консультационных услуг для малого бизнеса в регионе, заявил глава региональной программы по России группы поддержки малого бизнеса Джефф Ферри на круглом столе «Рынок консалтинговых услуг», организованном аналитическим центром «Эксперт-Урал».
Детальный анализ показывает, что отрицательная или незначительная динамика наблюдается у компаний, основным видом деятельности которых является классический консалтинг (налоговое консультирование, оценка, юридические услуги). Так, выручка участников рейтинга от налогового консультирования второй год подряд падает на 5%. Причина, по мнению Ирины Маминой, генерального директора АКП Маминой, в том, что российское налоговое законодательство стало более стабильным, перестали меняться правила игры, налогоплательщики приспособились к требованиям в части администрирования налогов и, соответственно, стали меньше обращаться за помощью. В некоторых случаях компании, особенно малого и среднего бизнеса, стараются справляться с проблемами сами и подключают консультантов лишь при решении сложных вопросов.
Вместе с тем участники рейтинга, специализирующиеся на стратегическом управлении, организационном развитии, построении систем менеджмента качества, показали рост выручки. У некоторых он превысил 10%. Генеральный директор ГК «Стратегии устойчивого развития» Евгений Печёрин (его компания увеличила выручку вчетверо) видит заинтересованность клиентов, однако привлечь их удается при соблюдении ряда условий:
— Фактор «звездности» консультанта уходит на второй план, на первое место выходят дисциплина и исполнение стандартов. Безусловно, для клиента важна и цена услуг, для чего самой консалтинговой компании необходимо повышать эффективность деятельности и производительность труда, что позволяет снижать себестоимость. Наконец, сроки: вопрос времени исполнения работы для многих гораздо актуальнее, чем вопрос затрат. Иными словами, предприятия готовы обращаться к консультантам при должной аргументации и понимании результата, который они получат. Именно поэтому мы не только разрабатываем для клиента стратегию, но и помогаем ее внедрять. При колоссальном дефиците управленческих ресурсов, который мы наблюдаем в малом и среднем бизнесе, такой подход срабатывает.
Читать полностью